Сказкотерапия детских проблем
Вспоминаете ли вы свое детство? Как мама или папа, дедушка или бабушка рассказывали по вечерам волшебные сказки? Как вы переживали за главного героя, вместе с Ильей Муромцем сражались со Змеем Горынычем, искали золотой ключик вместе с Буратино, спешили на бал вместе с прекрасной Золушкой? Вместе с главными героями мы преодолевали все трудности и побеждали всех врагов.
Вместе с героями детских сказок мы учились понимать что такое добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха».
Почти в любой сказке можно выделить следующие элементы: главный герой, сюжет, конфликт и развязка. Когда ребенок отождествляет себя с героями сказки, видит схожесть сюжета и своей собственной жизни, извлекает из сказки урок, который поможет ему справится с какой-то проблемой в реальной жизни, тогда сказка становится терапевтической.
В последнее время психологи все чаще используют терапевтические сказки-метафоры для решения психологических проблем детей. Такие сказки иногда могут напоминать какие-то уже известные сказки, а иногда человеку, не знакомому с ситуацией, могут показаться даже невнятными и малосодержательными. однако независимо от литературной ценности терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку в решении какой-то стоящей перед ним проблемы.
Одно из объяснений данного феномена заключается в том, что смысл сказки воспринимается ребенком сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному, помогает перенести решение проблемы из сказочной в реальную плоскость.
Как самим написать терапевтическую сказку.
Для создания своей терапевтической сказки необходимо соблюдать некоторые условия.
Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не должно быть прямого сходства.
Сказка должна предложить простой и понятный выход из сложившейся ситуации, чтобы ребенок сам или с помощью родителей мог увидеть в этом выходе решение и своей проблемы тоже.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
1. Жили-были... Знакомство с героями сказки. Для ребенка 2-4 лет привлекательным героями могут быть какие-то игрушечные персонажи, маленькие человечки, зверушки. Начиная с пяти лет дети предпочитают волшебные сказки, тогда героями выступают волшебники, принцессы, царевичи, феи. В подростковом возрасте становятся интересны сказки-притчи, сказания.
2. И вдруг... Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающим по характеру с проблемой ребенка.
3. И тогда... Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.
4. Кульминация... Герои сказки справляются с трудностями, выходят из кризисной ситуации победителями.
5. Развязка... в результате действий героев сказки: герой совершивший плохой поступок наказан, герой, который прошел через все испытания и проявил свои лучшие качества вознагражден. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной, добро обязательно должно победить.
6. Мораль... Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь меняется к лучшему.
Читать или рассказывать?
Отвечая на вопрос: «Лучше читать или рассказывать?», психологи отдают предпочтение рассказыванию, которое позволяет создать атмосферу эмоциональной близости, полноценно поддерживать значимый зрительный контакт. Чтение, в свою очередь, помогает ввести ребенка в мир книг, что ему весьма пригодится в будущем.
Впрочем, и для рассказывания, и для чтения необходимо создать подходящую обстановку: уютная комната, мягкий диван или кресла с удобными подлокотниками (возможно, подушки, плед). Родитель и ребенок сидят рядом, взрослый обнимает и слегка прижимает к себе ребенка. Родитель говорит спокойным, «глубоким» голосом, сопровождая рассказ драматическими приемами. В вечернее время можно добавить волнующие элементы: затемнение, свечи.
Не удивляйтесь, если ребенок просит рассказывать или читать ему одну и ту же сказку многократно. Наберитесь терпения и исполняйте просьбу. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы и решать актуальные для него проблемы.
Особенности рассказывания терапевтических сказок.
Успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания. К основным правилам их изложения можно отнести:
Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмов, а также придуманные вами несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощущение, что это понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных психологических последствий. А это означает, что ребенок может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.
Сказку (историю) следует рассказывать непреднамеренно, будто бы случайно. В ходе психологической консультации в виде отступления от беседы (перед началом консультации или после ее окончания, а также во время случайного перерыва), когда защиты ребенка естественным образом ослабевают, вы и пускаетесь в болтовню. В эти моменты ребенок в полном смысле открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что вы хотите ему сказать.
Для сказки должно быть какое-то разумное основание. Можно начинать сказку словами: «У одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок...», «У меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказки (например, «Кот в сапогах»)... » или «Сегодня утром я видела по телевизору передачу...». Затем рассказывается история или содержание передачи, которую вы якобы смотрели утром. Если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее имелись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно, то есть как раз так, как нам хотелось бы.
Никогда не анализируйте и не обсуждайте терапевтическую сказку сразу после ее окончания. Дайте ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами и событиями придуманного мира. Позже, например на следующей встрече, можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку.
Не перегружайте ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.
Источник - Ткач Р. Сказкотерапия детских проблем. 2008
_________________
Сережа 36 недель, Маруся 31 неделя
Нет смысла в поиске места или времени, где вам будет хорошо.
Есть смысл научится создавать это "хорошо" здесь и сейчас.
Мама Ира, лучше на ты.
|